Что необходимо тьютору, сопровождающему ребенка с аутизмом в инклюзивном классе

Доказано, что инклюзия является наиболее развивающей средoй для многих детей с ограниченными возможностями, а также для их нормативных одноклассников. Инклюзия детей аутичного спектра широко практикуется в мире, в частности в Израиле, т.е все общеобразовательные школы Израиля готовы распахнуть двери для детей с ограниченными возможностями. Многие из таких детей не в состоянии справиться своими силами и государство назначает им помощников, которые сопровождают их в учебное время.

Я не уверена, что в русском языке есть общепринятый термин для обозначения сопровождающих. Я видела в различных источниках употребление слов "помощник", "ассистент","тень", "сопровожадающий" и другие. Но по-моему на сегодняшний день побеждает название "тьютор", хотя лично я считаю, что оно менее всех других передаёт сущность.

Какова же роль тьютора в инклюзии? Это, конечно, зависит от вида ограничений конкретного ребёнка. При этом совершенно ясно, что колясочнику тьютор поможет перемещаться с места на место. Если же тьютор - это человек наделённый инициативой, желанием помочь и фантазией, он постарается организовать мероприятия, которые позволят его воспитаннику принять в них равноценное участие участие. Например, вместо игры в мяч на переменке, он соберёт группу для игры в ребусы. Иными словами - для того чтобы быть хорошим тьютором в инклюзивном образовании требуются такие качества как сострадание, такт, желание помочь, умение найти общий язык с детьми и взрослыми, инициатива, фантазия.

Тьютор, сопровождающий детей с проблемами зрения или слуха или моторики, чётко понимает сферы затруднения своего воспитанника и именно их он старается скомпенсировать.

Исключением является сопровождение детей аутичного спектра. Почему не достаточно инициативы, желания помочь и фантазии? Почему правильное и эффективное сопровождение аутиста в школе считается искусством и ценится на вес золота?

Потому что трудности детей с диагнозом аутизм не вписываются в рамки нашего нейрoтипичного понимания.

Действительно, как можно понять ребёнка, который с лёгкостью и интересом обсуждает строение вселенной, но при этом не способен сам собрать портфель и впадает в истерику при любом изменении в привычном расписании уроков?

Как можно принять дикие прыжки на месте, которые производит одарённый маленький музыкант? Почему талантливый математик не понимает таких простейших вещей как вежливое отношение к старшим или начинает, в буквальном смысле, биться головой о стенку, обнаружив, что в бутерброде сыр вместо ожидаемой колбасы?

Дети аутичного спектра постоянно ставят в тупик неподготовленных нейротипиков. Они нередко вызывают в нас раздражение своими "нелогичными" на наш вгляд поступками. Их наивность доходит до абсурда. На фразу "ты мне за это заплатишь!" они могут честно спросить "сколько?", а на замечание, что он "совсем потерял голову" испуганно проверить на месте ли его голова.

Все эти маленькие примеры иллюстрируют некоторые характерные особенности мышления и восприятия аутистов и демонстрируют невозможность работы тьютора без понимания природы аутизма.

Если тьютор, который является связующим звеном между двумя мирами: аутичным и нейротипичным способен понять лишь один из этих миров, его посредничество обречено на провал. Он не сможет найти правильный путь донести до аутиста нейротипичные правила, с другой стороны он не сможет приблизить или модифицировать окружающую среду, так как не понимает проблем своего воспитанника. Только тот, кто владеет в достаточной мере обоими "языками": нейротипичным и аутичным, сможет служить ниточкой соединяющей эти миры.

Именно поэтому необходимa профессиональная подготовка для тьюторов, сопровожадающих детей аутичного спектра . Курсы, которые позволят будущим тьюторам если не погрузиться, то хотя бы дотронуться до удивительного, до концa непостижимого аутичного мира.

Курс , где наряду с изучением коррекционных методик и инструментов инклюзии, тьюторам откроется доступ туда, куда попадают только избранные.

Вернуться в "Наши Публикации"

Задать вопрос на форуме

Мне очень нужен профессионально хорошо подготовленный тьютер с опытом работы для ребёнка 11 лет Санкт - Петербурге? Можете помочь ?спасибо . Ответить
Курсы для тьюторов. Ответить
Загрузить еще записи