Как расширить ассортимент продуктов для аутистов
Вопрос
Блюда, которые ест мой пятилетний внук, можно пересчитать на пальцах одной руки. Что можно сделать, чтобы он стал пробовать новую еду?
Ответ
На вопросы отвечает доктор медицинских наук, психолог центра аутизма Филадельфийской детской больницы Эмили Кушнер. Доктор Кушнер занимается изученим возможностей коррекции поведения пациентов с диагнозом аутизм в рамках программы "Говорим об аутизме", которая посвящена исследованию совокупности причин, вызывающих избирательность в еде страдающих аутизмом людей.
Если ваш ребенок придирчив к тому, что он ест, знайте, что вы не исключение. Порядка 70% родителей больных аутизмом встречаются со сложностями преодоления пищевых привычек своих детей. Часто тенденция употреблять в пищу только чрезвычайно ограниченный ассосртимент продуктов и блюд сохраняется в подростковом, а позже и взрослом возрасте.
Ученые стараются проникнуть в причины, вызывающие у многих аутистов переборчивость в еде, и разработать систему мер, которая позволит расширить ассортимент употребляемых ими продуктов и блюд. Наше новое исследование в рамках программы "Говорим об аутизме" направлено на улучшение пищевых предпочтений путем изчения их связи с такими симптомами, как подспудная тревога, отсутствие гибкости, проблемы с сенсорикой. Объектом этого исследования являются дети и подростки, чьим пристрастию к одним продуктам питания и отвращению к другим до сих пор не уделялось должного внимания.
Вашему вниманию предлагается несколько стратегий, с помощью которых родители смогут разнообразить диету своих детей независимо от их возраста.
Первое и самое главное - избавиться от всех медицинских проблем и аллергии, которые могут вызывать неприятие того или иного вкуса или нелюбовь к определенной группе продуктов. Дети могут избегать какие-то продуктов, которые вызывают у них расстройство желудка. Сами дети могут быть неспособны осознать и объяснить эту связь. Всегда консультируитесь с педиатром прежде, чем вводить какие-либо новшества в пищевой режим вашего ребенка.Совершенно естественно для ребенка испытывать отвращение к еде, которая когда-то вызвала боль в животе или другие неприятные последствия пищевого отравления - ведь это основнои инстинкт.
Убедившись, что какие бы то ни было медицинские проблемы не являются причиной избирательности в еде вашего ребенка, усвойте второе важное правило - трудности с питанием ни в коем случае не должны стать причиной конфликта в вашей семье. В семьях с проблемами кормления детей обычно положение вещей, когда обеденный стол становится полем битвы между детьми и родителями, дедушками, бабушками и другими воспитателями. Скандалы и попытки заставить ребенка есть обычно усугубляют ситуацию. Вместо споров, постарайтесь творчески взглянуть на возможные причины, вызвавшие неприятие вашим ребенком новой еды или каких-то конкретных продуктов.
Например, многие дети-аутисты не любят нового. В психологии мы называем это неофобией. Если незнакомая еда вызывает испуг или опасения у вашего ребенка, подумайте, как вы можете преодолеть его страх. К примеру, вместо того, чтобы предложить ему попробовать что-то новое сразу, используйте поэтапную тактику. Сначала просто посмотрите на новый продукт вместе. Следующий шаг - предложите ребенку вместе этот продукт понюхать и/или потрогать. Есть очень много способов превратить еду в веселую и интересную игру (некоторые из них будут упомянуты в конце этой статьи). Когда вы почувствуете, что ваш ребенок готов, предложите ему лизнуть новую еду или откусить кусочек.
Вы можете предложить ребенку перемешать новый продукт с уже знакомой и любимой едой. Чем более знакомым становится вводимый постепенно новый продукт, тем существеннее снижается уровень связанной с ним тревожности.
Очень важно предоставить детям максимальный выбор продуктов, это позволит им чувствовать, что они сами решают, что есть. Например, скажите своему внуку, что на ужин сегодня овощи. Но не требуйте, чтобы он ел горошек, а предложите ему на выбор горошек морковь или салат. Таким же образом вы можете поступать во время любого приема пищи, предлагая ему выбрать и положить на свою тарелку три каких-нибудь продукта из имеющегося широкого ассортимента. Такой подход покажет детям, что хотя нет ничего плохого в том, чтобы иметь свои собственные предпочтения в еде (у всех есть хотя бы один нелюбимый продукт!), диета должна быть разнообразной.
По тому же принципу, готовя любимые вашим внуком макароны с сыром на ужин, скажите ему, что сегодня вечером он по секрету должен подготовить для каждого в семье один ингридиент, о котором домашние узнают во время еды. Он должен будет выбрать - индейка, брокколи или помидоры. Поощряя способность выбирать и личную инициативу ребенка, вы сможете избежать ссор, слез и огорчений за обеденным столом, формируя в то же время более разнообразную и полезную диету.
В заключение надо напомнить, что некоторые дети-аутисты испытывают сенсорные трудности с едой, не связанные напрямую со вкусом продуктов. Например, ребенку может не нравится, как тугой и твердый помидор превращается в его рту в кашу, несмотря на то, что вкус помидора ему нравится. Дети могут не осознавать, что дело не во вкусе еды, а в ее неприятной текстуре. Если что-то подобное естЬ у вашего внука, отнеситесь творчески к приготовлению еды с этой точки зрения. Можно, например, размять помидор перед употреблением (тогда он не "взорвется"!) или перемешать все ингридиенты в блендере, тогда их текстура станет однородной.
Надо признать, что иногда бывает трудно определить причину возникшего отвращения к какому-то продукту. Понятно, что пятилетнему встревоженному малышу не под силу понять и рассказать, чем пугает его та или иная еда.
Я заметила, что одна из ошибок, которую допускают многие родители, - это система вознаграждения. Да-да, та самая вековая ошибка: "Если ты съешь брокколи, то получишь мороженое". Этот трюк может сработать в конкретном случае, но, не даст долговременного желаемого результата. Ваш ребенок может поперхнуться брокколи, чтобы получить мороженое, но маловероятно, что он ее полюбит. Мы же хотим, чтобы детям нравились новые продукты, чтобы у них сформировались более здоровые привычки в еде, а диапазон употребляемых в пищу продуктов увеличился.
Очень важно помочь ребенку сделать правильный выбор. Самое важное - чем больше радости, тем лучше! Делайте тарелки из арбузной корки! Изображайте разными овощами рожицы на пицце! Рисуйте томатным соусом! Экспериментируйте с цветом, консистенцией различных ингридиентов, смело их перемешивайте! Любая забава такого типа поможет ребенку освоиться с незнакомой едой, предоставит ему случай попробовать что-то новое, сделает гастрономическое обсуждение позитивным. Если вы сделаете время завтрака-обеда-ужина временем личной инициативы, свободного выбора, разумного подхода, а главное - временем радости, то вероятнее всего дети, независимо от возраста, благодарно отзовутся на ваши усилия. Это как раз тот случай, когда играть с едой можно!
Оригинал http://www.autismspeaks.org/blog/2012/11/09/encouraging-picky-eaters-autism-try-new-foods