Методика Гринспана
Методику Гринспана называют еще DIR-методом, потому что в нее входят три основных понятия: эволюционное (D), индивидуальность ребенка (I) и взаимоотношения с ним (R). Предпосылкой данной методики послужила идея о том, что основу для обучения ребенка формирует обмен эмоциональными сигналами, который изначально происходит между ребенком и матерью. Стенли Гринспан с помощью этой методики смог научить родителей и учителей вызывать эмоцию даже у тех малышей, которые изначально были самими замкнутыми.
Родители и учителя опускались на колени перед едва научившимися ходить малышами и входили в их мир, при этом помогая превратить какие-либо повторяющиеся действия в веселое взаимодействие. Эта методика описана Гринспаном в книге «Занимательный аутизм», где называется «Время, которое провели на полу».
Группа Суламот предоставляет комплексную помощь лечения спектра аутизма: от дифференциальной диагностики проблем развития и до построением плана коррекции.
Гринспан предложил использовать даже патологические интересы ребенка. Например, малыш несколько часов может тереть по стеклу. Тому, кто занимается с ним, нужно стать рядом и тоже начать тереть по стеклу или закрыть стекло рукой. Делается это для того, чтобы ребенок как-либо на эти действия отреагировал и пошел на контакт.
Гринспаном выделяется шесть стадий, которые ребенок проходит в своем развитии:
- Стадия интереса к миру, которая достигается к 3 месяцам;
- Стадия привязанности. Достичь ее ребенок должен в норме к 9 месяцам;
- Стадия двусторонней коммуникации. Дети в норме достигают ее к 9 месяцам;
- Стадия осознания себя (к 1,5 годам);
- Стадия эмоциональных идей (к 2,5 годам);
- Стадия эмоционального мышления (к 4 годам).
Дети, страдающие аутизмом, не проходят все стадии, а останавливают свое развитие в одной из них. Таким детям нужно помочь пройти через все стадии с помощью «игрового времени». Прийти к двусторонней коммуникации можно в том случае, когда ребенок будет реагировать на действия, совершаемые терапистом. При происхождении такой реакции один круг коммуникации закрывается.
Тот, кто занимается с ребенком, должен стремиться к тому, чтобы таких закрытых кругов было как можно больше. При этом терапист выступает в роли помощника ребенка, а сам ребенок становится главным, что позволяет ему развиваться как личность. Терапист в игре развивает идеи, которые предлагает ребенок, прикидывается не понимающим и побуждает этим ребенка объяснять правила игры. Таким образом, происходит анализ действий и развивается эмоциональное мышление.
Гринспан говорит о том, что не следует прерывать ребенка даже в тех случаях, когда он проявляет агрессию в игре. Ребенок может таким образом выговариваться, что учит ему не бояться своих эмоций и самого себя, управлять ими.
«Время для игры», в отличие от АВА, не нуждается в многочасовых занятиях и может проводиться даже родителями. Однако родителей должен проконсультировать специалист в этой методике.
В Соединенных Штатах Америки большинство программ для детей, страдающих аутизмом, основываются на АВА. Однако DIR-методика начала интенсивно проникать в лечение таких детей. Поэтому теперь многие программы содержат элементы этих методик.