Отзыв о информационном марафоне в Красноярске

Ссылка на информационный марафон

В нём принимали участие Марина Слепян (руководитель группы «Суламот», специалист по инклюзии и обучению тьюторов), Ирина Берновски (логопед-дефектолог, специалист по коррекции с применением системы DIR), Тамар Гат (ведущий израильский специалист по коррекции аутизма в раннем возрасте).

Приехали мы с Ольгой в 5 часов утра, всю ночь практически не спали, поэтому лекции высидеть было очень трудно, но мы продержались до конца. Марафон продолжался в первый день с 10 до 19 часов, а во второй с 10 до 14 часов. Первый день был посвящён выступлению израильской делегации, они рассказывали об организации помощи аутичным детям в Израиле. Нам дали диски с презентацией, поэтому на форуме я подробно об этом рассказывать не буду. Сообщу только о том, что особенно поразило.

Количество детей с диагнозом аутизм выросло в Израиле в 5 раз за последние 7 лет, каждый год рождается 800 аутистов. Все изменения в обществе произошли под влиянием родителей аутичных детей. Они работают со СМИ, повышая осведомлённость общества. Одной из мам даже был создан сериал «Жёлтые пречики», где одним из героев является аутичный мальчик.

Всю помощь аутистам осуществляют три сектора:

  • государственный,
  • частный,
  • общественный.

Предусмотрена частичная компенсация за занятия у частнопрактикующих специалистов (3 занятия в неделю).

Закон об инклюзивном образовании охватывает широкий спектр людей от 3 до 21 года. Инклюзивное образование является главным. Только если ребёнка не удаётся ввести в обычный класс, его помещают в специальный. Весь бюджет идёт за конкретным человеком, а не в общеобразовательное учреждение. А не как у нас, когда выделяют немалые деньги на абсолютно неэффективно работающий центр «Фламинго». «Необучаемых детей» нет, никто не вправе отказать ребёнку в получении образования.

Диагностика проходит в «Клинике развития ребёнка» при больничных кассах. Сообщение о диагнозе – это отдельная встреча специалиста и родителя. Выделяются положительные стороны ребёнка, описываются симптомы болезни. Специалист ничего не обещает и не обнадёживает, но приводит статистику коррекции. Почти половина детей при надлежащей работе полностью восстанавливается, а остальные улучшают своё состояние. Сразу вспоминаются беседы с нашими врачами, и что мы от них слышим на приёме, что аутизм неизлечим, ребёнка сдавайте, он никогда не станет нормальным и т.д. В данный момент 60% детей посещают инклюзивные учебные заведения и 40% - специальные.

Подходы по возрастам:

  • ясли с 1 до 3 лет;
  • детский сад с 3 до 6 лет;
  • начальная школа с 6 до 9 лет;
  • средняя школа с 9 до 12 лет;
  • старшая школа с 12 до 18 (21) лет.

Очень интересный опыт по устройству детских садов. Это специальное учреждение только для аутистов. В нём всего 8 детей, с которыми работают около 18-20 специалистов. Постоянно находятся с детьми 2 воспитательницы и 3 нянечки (это не те люди, которые только моют и убирают, они являются ассистентами воспитателя). Остальные специалисты приходящие и они обслуживают несколько детсадов сразу. 1 логопед, 1 трудотерапевт, 3 альтернативных психотерапевта ( музыка, рисование, лепка), 1 психиатр, 1 психолог, 1 девушка из «Нациолальной службы. С каждым ребёнком занимаются ИНДИВИДУАЛЬНО по 40 часов в неделю. Естественно, и результативность намного выше, чем в наших детсадах. Кроме этого, специальный сад закреплён за обычным детсадом. Дети аутисты имеют возможность посещать занятия вместе со здоровыми детьми, интегрироваться в обычную среду. Оборудование и оснащённость обычные, совершенно такие же, как и у нас. У нас иногда и «покруче» бывает, но ведь не это главное!

Теперь о школе. В случае, если это высокофункционирующий аутист, он может посещать обычную школу сам или в сопровождении тьютора. Деньги, которые выделяются на аутиста, в несколько раз больше, чем на обычного ребёнка. Это стимулирует администрацию обучать детей с особыми потребностями. В Израиле также существуют специальные классы. С детьми занимаются индивидуально специалисты, а часть занятий проходит с обычными детьми. Только если ребёнка не удаётся поместить в инклюзивную среду, его помещают в специальную школу. Отдельный доклад был посвящён тьютору в школе и его обязанностям. Эта тема мне очень близка, сама выполняю эту работу уже 5 лет. Очень хочу, чтобы такие люди появились и в наших школах. Чтобы это не были мамы, как в нашем случае. Внесла предложение о дистанционных курсах для тьюторов. Марина Слепян обещала, что возможно, такие курсы появятся.

Ещё был доклад о АВА, сенсорной интеграции, ай-пэде и программах для него, и модели DIR. Обо всём мы расскажем на отдельной встрече родителям. Желательно пригласить администрацию и специалистов из учреждений образования, в которых учатся наши дети.

Сидели мы с Ольгой в поезде и переживали, что мы не евреи… Хочу в Израиль! Огромное спасибо израильтянам за семинар!

Отдельное спасибо организаторам семинара и принимающей стороне Надежде и Светлане, а также бабушке Надежды Зое Андреевне, которая приютила абсолютно незнакомых ей людей и встретила, как родных. Девочки, приезжайте к нам, будем очень рады вас видеть!

Света и Надя сейчас уезжают на месяц в Израиль, будем надеяться, что после этого они посетят наш город и обо всём подробно расскажут. Предварительная договорённость у Надежды получена.

Такие встречи очень нужны, они заряжают энергией и дают новые идеи для развития.

Лариса и Оля Швец

Вернуться ко всем отзывам

Задать вопрос на форуме

Загрузить еще записи