«Попался!»

Двадцать пять поведенческих ловушек, которые гарантированно расширяют учебные и социальные навыки ваших студентов

Описывает эффективные естественные стимулы, которые учителя могут использовать на уроке для развития положительных и конструктивных знаний и навыков

Авторы – Шейла Р. Элбер [Sheila R. Alber] и Уильям Л. Хьюард [William L. Heward]


Оглавление

  1. Вступление
  2. Что такое поведенческая ловушка?
  3. Создание поведенческой ловушки
  4. Двадцать пять практических поведенческих ловушек
  5. Кумиры
  6. Фетиши
  7. Школьные клубы
  8. Школьная и общественная деятельность
  9. Использование поведения, которое раздражает
  10. Заключение

Как и многие пятиклассники, сражающиеся с чтением и математикой, Карлос воспринимает школу как нечто очень утомительное и крайне неблагодарное. Имея всего нескольких друзей, Карлос часто обнаруживает, что даже большая перемена практически не приносит облегчения. Но он и в самом деле находит утешение в своих бейсбольных карточках, часто изучая, сортируя и играя с ними на уроке. Его учительница, г-жа Грин, давно оставила попытки сосчитать, сколько раз ей приходилось прерывать учебную деятельность, чтобы разлучить Карлоса с его обожаемыми карточками. Затем однажды, подойдя к Карлосу во время урока, посвященного расположению слов в алфавитном порядке, чтобы конфисковать карточки, она обнаружила, что он уже разложил всех леворуких специалистов в Национальной Лиге по алфавиту! Будучи проницательным и всегда готовым к творчеству учителем, г-жа Грин, поняла, что нашла секрет, как разжечь интерес Карлоса к учебе.

Карлос был и изумлен, и заинтригован, когда выяснилось, что г-жа Грин не только позволяет ему держать его бейсбольные карточки на парте, но и поощряет его «играть с ними» во время урока. Очень скоро г-жа Грин включила бейсбольные карточки во все виды учебной деятельности в учебном плане. На математике Карлос высчитывал среднее арифметическое заработанных игроками очков, на географии он искал на карте родные города всех основных членов лиги, на уроках словесности он писал письма своим кумирам с просьбой о фото с автографом. Карлос начал демонстрировать серьезные достижения в образовательном плане, и его отношение к школе также значительно улучшилось.

Но по-настоящему увлекательной школьная жизнь стала для Карлоса, когда некоторые из его одноклассников заинтересовались бейсбольными карточками и всеми теми замечательными вещами, которые с ними можно делать. Г-жа Грин помогла Карлосу организовать в классе Клуб Бейсбольных Карточек, дав ему с друзьями возможность осваивать и тренировать новые социальные навыки, так как это отвечало ее задаче находить новые способы интегрировать карточки в учебную деятельность.

Каким же образом произошли эти разительные и замечательные перемены в Карлосе? Навыки, которыми ему не удалось овладеть раньше, теперь тренировались, оттачивались и широко использовались в самой разной осмысленной деятельности. К вящему удовольствию, и своему, и учителя, Карлос попался в «поведенческую ловушку».

Что такое поведенческая ловушка?

Баер (Baer) и Вольф (Wolf) первыми (1970) использовали термин поведенческая ловушка для описания того, как естественные, случайно сложившиеся стимулирующие обстоятельства способствуют и поддерживают общие изменения в поведении. Они сравнили действие поведенческой ловушки с действием обычной бытовой мышеловки.

Давайте рассмотрим, например, эту знакомую всем модель, обычную мышеловку. Мышеловка – это особая окружающая среда, созданная для того, чтобы достичь серьезного изменения в поведении мыши. Обратите внимание на то, что это изменение носит абсолютно универсальный характер: изменение, вызванное применением мышеловки, будет одинаковым в любых условиях, оно будет распространяться на все поведение мыши и продлится на неопределенное время в будущем. Более того, мышеловка дает возможность больших перемен в поведении при сравнительно малом контроле поведения. Владелец дома, не имеющий мышеловки, может, разумеется, все-таки убить мышь. Он может терпеливо дождаться у мышиной норки, схватить мышь быстрее, чем она сумеет увернуться от него, и затем применить всевозможные силовые методы для достижения желаемых изменений в поведении. Но этот способ требует большой компетентности: огромного терпения, суперкоординации, чрезвычайной ловкости и тщательно подавленной брезгливости. По контрасту с этим, владельцу дома, имеющего мышеловку, не нужны особенные навыки: если он может просто поместить кусочек сыра в мышеловку и затем установить ее там, где мышь сможет учуять запах сыра, то получит гарантированный эффект общего (обобщенного) изменения в поведении мыши в будущем.

Суть ловушки в терминах поведения состоит в том, что для попадания в поведенческую ловушку нужен всего лишь сравнительно простой отклик, тем не менее, единожды попавшись, невозможно сопротивляться общим поведенческим изменениям. Для мыши необходимый отклик состоит в том, чтобы просто унюхать сыр. Дальше все происходит практически автоматически: владельцу дома не нужно контролировать поведение мыши больше, чем требуется, чтобы она унюхала сыр, тем не менее, он достигает универсального изменения в поведении. [Baer & Wolf, 1970, p.321, выделено автором статьи]

Эффективные поведенческие ловушки имеют четыре основных характеристики. [1] Они содержат в качестве «наживки» мощные, практически непреодолимые стимулы, которые буквально «заманивают» студента в ловушку. [2] Чтобы попасть в ловушку, необходимо всего лишь небольшое, легко осуществимое действие, которое уже привычно для студента. [3] Когда студент уже попал в ловушку, взаимосвязанные стимулирующие обстоятельства мотивируют студента приобретать, расширять и поддерживать планируемые учебные и/или социальные навыки. [Kohler & Greenwood, 1986]. [4] Поведенческие ловушки могут оставаться эффективными в течение долгого периода времени, так как студенты выказывают очень мало (если выказывают вообще) признаков пресыщения.

Поведенческие ловушки повсюду вокруг нас. И в них попадаются не только школьники. Поведенческие ловушки достаточно очевидны в жизни каждого человека – это те виды деятельности, которыми мы «просто не можем насытиться». Рассмотрим пример с «игроком в боулинг поневоле»:

Молодого человека убедили подменить одного игрока в команде его друга. Он всегда считал боулинг грубой игрой, не для таких, как он. Кроме того, боулинг по телевизору всегда выглядит таким легким, что он просто не понимал, как его можно считать настоящим видом спорта. Тем не менее, его убедили поучаствовать всего один раз, чтобы выручить команду. Во время игры он выясняет, что боулинг совсем не такая легкая игра, как ему всегда казалось (у молодого человека есть опыт спортивных нагрузок), к тому же выяснилось, что несколько очень интересных людей, с которыми он хотел бы познакомиться поближе, оказались страстными любителями боулинга (т.е. это лига, где играют смешанные пары). В течение недели молодой человек купил мяч для боулинга, сделанный на заказ, сумку и специальную обувь, дважды тренировался самостоятельно и записался на следующую сессию лиги. [Heward, 1987, p.157]

Этот пример отлично иллюстрирует самую суть поведенческой ловушки: легко попасться, нелегко вырваться. Поведенческие ловушки также бывают дезадаптивными, такие, как алкоголизм, наркомания и детская преступность. Избитое выражение «порочный круг» как раз описывает естественные стимулирующие обстоятельства, действующие в деструктивной поведенческой ловушке. Учителя, однако, могут научиться создавать поведенческие ловушки, которые будут функционировать как «успешный круг», помогающий учащимся развивать позитивные, конструктивные знания и навыки.

Создание поведенческой ловушки

Создание и использование поведенческой ловушки включает в себя пять шагов:

  • Определить «добычу»

  • Найти сильнодействующую наживку

  • Установить ловушку

  • Поддерживать систему ловушек

  • Оценить «улов»

Шаг 1: Определить «добычу»

Педагоги, обладающие опытом и эффективно использующие в своей деятельности поведенческие ловушки, как правило четко знают, какого рода «улов» им нужен, и создают ловушки, ориентированные на конкретную «добычу». Первый шаг по созданию поведенческой ловушки на уроке состоит в том, чтобы определить, какой учебный или социальный навык вы хотите сформировать. Многие студенты – особенно те, у которых есть особые образовательные потребности – страдают от дефицита многих навыков, и одна поведенческая ловушка, вне зависимости от ее мощности, едва ли сможет помочь выработать все эти навыки.

Вопросы, которые необходимо задать себе при определении, какие области знания и навыки мы планируем достичь с помощью поведенческой ловушки:

  • В какой области учащийся нуждается в помощи больше всего? Используйте эффект поведенческой ловушки для формирования тех учебных и социальных навыков, в формировании которых студенту нужна самая большая помощь.

  • Ставите ли вы себе адекватную цель? Помните о «релевантности правила поведения» [Allyon & Azrin, 1968], и планируйте только получение тех знаний и формирование тех навыков, которые будут тесно связаны с уже существующими естественными стимулирующими обстоятельствами и после того, как вы перестанете уделять ловушке внимание. Иными словами, это должны быть те функциональные навыки, которые уже востребованы или будут востребованы и совершенно определенно полезны для студента в уже существующей ситуации и будут таковыми в будущем после того, как вы перестанете заниматься ловушкой.

  • Ставите ли вы себе целью формирование принципов поведения, практиковать которые нужно будет постоянно? Студенты учатся быстрее и лучше, когда у них есть постоянная возможность активно практиковать и использовать новые навыки и знания. [Heward, 1994] Создание тщательно продуманной ловушки, которая будет использоваться только раз в две или три недели, принесет не так уж много плодов.

  • Начинаете ли вы с «мелкой добычи», постепенно и систематически выстраивая пусть к более серьезной цели? Когда г-жа Грин обнаружила, что Карлос уже разложил в алфавитном порядке часть своих бейсбольных карточек, она совершенно верно подавила соблазн попросить его выполнить большое, многокомпонентное задание по словесности с использованием карточек. Следуя примеру г-жи Грин, начинайте с малого, постепенно «заманивайте» студента к более серьезным достижениям.

Шаг 2: Найти сильнодействующую наживку

Когда определены целевые навыки, учитель готов к поиску подходящей наживки. Любая ловушка эффективна настолько, насколько эффективна приманка в ней. Вспомните все интересы ваших студентов и выберите те занятия, которыми они увлекаются больше всего, в качестве непреодолимо соблазнительной приманки, как самый вкусный сыр для мышеловки. Как определить эти интересы? Возможно, в этом есть определенная доля иронии, но чаще всего для обнаружения самой соблазнительной приманки нужно меньше всего времени.

Самой лучшей наживкой чаще всего является самая очевидная. Шакела, например, просто обожает лошадей. Она постоянно говорит о лошадках, всегда выбирает книжки про лошадок, рисует лошадок. На тетрадках у нее наклейки с лошадками, на куртке аппликации в виде лошадок и на шее висит кулон-лошадка. Учителю не составит никакого труда определить, что станет самой лучшей наживкой для поведенческой ловушки в случае с Шакелой. Усилия потребуются тогда, когда ученики не столь очевидно проявляют свои интересы.

Определенная тема или вид деятельности могут стать эффективной наживкой для ловушки, если [а] студент занимается этой деятельностью или темой или выказывает к ним интерес, [b] тратит на эту тему или вид деятельности время и [с] постоянно так или иначе обращается к этой теме или виду деятельности. Как часто Брайан говорит о мотоциклах? Сколько времени за один присест он проводит, просматривая книги о мотоциклах? Рисует ли он мотоциклы? Являются ли мотоциклы темой всех его сочинений, независимо от заданной? Коллекционирует ли или изготавливает ли он модели мотоциклов? Имитирует ли он звуки, издаваемые мотоциклом, бегая по классной комнате? Если ответами на эти вопросы будут «по нескольку раз в день», «часами, если ему позволить», «да, да, да и еще раз да», тогда почти со стопроцентной уверенность можно утверждать, что Брайан «падет жертвой» ловушки, где наживкой будет являться все, что каким-либо образом связано с мотоциклами.

Еще одним индикатором эффективной наживки является продолжительность увлеченности студентом данной темой или видом деятельности. Если Брайан интересовался мотоциклам всегда, сколько его знают, тогда они почти наверняка станут отличной наживкой. Если же его увлечение мотоциклами сравнительно недавнее, эта приманка может оказаться неэффективной, когда новизна темы пройдет.

Несколько конкретных приемов по обнаружению интересов студентов:

  • Спросите у студента, кто является его или ее кумиром. Это могут быть спортсмены, звезды телевидения, персонажи мультфильмов, музыканты или герои комиксов. Детские кумиры представляют собой особенно лакомую приманку для ловушки.

  • Спросите студентов, что они «по-настоящему любят». Эти интересы могут включать в себя компьютерные игры, готовку, изготовление моделей машин, баскетбол, коллекционирование насекомых или рисование.

  • Спросите у родителей ученика или его друзей, есть ли что-то, на что студент в основном тратит свое свободное время.

  • Понаблюдайте за хулиганскими выходками студента – возможно, их можно превратить в положительные поведенческие ловушки (как в случае с бейсбольными карточками Карлоса). Некоторые нежелательные поступки, такие, как, например, перебрасывание записками или пускание бумажных самолетиков на уроке, могут быть использованы как наживка для ловушки и стать полезными учебными навыками.

  • Дайте учащимся возможность пробовать разные виды деятельности, чтобы посмотреть, не проявят ли они к чему-то сильный интерес. Подобно тому молодому человеку, который никогда раньше не играл в боулинг, но моментально «попался на крючок», стоило ему только раз попробовать, студент, получив возможность читать рассказы всей группе в детском саду или приносить фотоснимки и придумывать заголовки для классного альбома, может развить интерес достаточно серьезный для того, чтобы подобные виды деятельности стали эффективной наживкой для приманки.

Возможно (в сущности, чаще всего так и случается), что самая сильная наживка – самое сильное увлечение студента – далека от того, что выбрал бы сам учитель. Оставаясь в рамках законных, этических и моральных норм, учителю, однако, следует удерживаться от субъективных оценок интересов учеников. Кертис, например, считает, что Деннис Родман – самый крутой парень на свете, и, если дать ему такую возможность, может читать о своем кумире все утро. Несмотря на то, что учитель может считать, что Кертис мог бы выбрать себе куда лучший образец для подражания, он должен осознавать и ценить тот факт, что господин Родман помогает Кертису практиковать целевой навык чтения. Вполне понятно, что многие учителя скорее предпочли бы, чтобы их ученики читали «Принца и Нищего», чем комикс о «Человеке-пауке». Но без навыка чтения, который приобретается во время чтения комиксов, некоторые студенты могут оказаться просто неспособны когда-либо прочесть «серьезную литературу».

Шаг 3: Установить ловушку

Как только вы нашли эффективную наживку, используйте ее для того, чтобы установить ловушку. Ни один капкан не будет эффективным, если он стоит в стороне от «тропы» намеченной добычи. Подобно домохозяйке с мышеловкой, учитель должен организовать ловушку так, чтобы ученик не мог не «учуять сыр». Не забудьте также: в поведенческую ловушку должно быть легко попасться. Убедитесь, что вы использовали достаточное количество эффективной и свежей наживки. Залежалая наживка или слишком малое ее количество будут неэффективны (например, газетная заметка из двух абзацев о Деннисе Родмане, которую Кертис читал уже три раза). С другой стороны, не открывайте все карты сразу. От Кертиса, может быть, для начала потребуется только сесть спокойно, чтобы прочесть первую часть истории, но для того, чтобы получить все «порции» новой информации о своем герое, ему придется написать и/или ответить на вопросы к первой части. Не усложняйте ученикам поиск ловушки. Размещайте ее «прямо у них под носом».

При размещении ловушек возможно использование следующих стратегий:

  • Организуйте клуб в классе. Клубы дают большие возможности для освоения и практики учебных и социальных навыков. Например, ученик, которого вовлекли в кулинарный клуб, вскоре обнаруживает, что тренирует широкий спектр учебных навыков: чтение рецептов, следование инструкциям, измерение объемов материалов, сложение и умножение частей, открытие научных понятий. Его социальные навыки тоже получают хорошую тренировку, так как он и остальные члены «кулинарной команды» вынуждены научиться действовать сообща, договариваться и соблюдать вежливость по отношению друг к другу, обсуждая меню.

  • Пользуйтесь помощью союзников из числа учеников.  Просите более популярных детей включать в свою компанию того ребенка, в работе с которым планируете использовать поведенческую ловушку. Обычно те, кто пользуется популярностью, просто рвутся помогать, лишь бы заслужить одобрение учителя. Если социальный стимул оказывается недостаточным для подобного приглашения, следует рассмотреть материальный стимул, который затем постепенно отменить. Если подобное кажется сомнительным этически, сосредоточьтесь на конечном результате. Как только ученик попадает в ловушку, стимулирующую группу ровесников, которая будет расширять его социальные навыки и делать время, проведенное в школе, более приятным, потенциальная этическая проблема становится нерелевантной.

  • Поручайте ученикам работу, которая будет сочетать их интересы и требующие формирования или развития навыки. Например, классный сплетник и ябеда может быть назначен классным летописцем, который будет записывать и докладывать обо всем хорошем, что делают ученики класса. Это будет эффективным способом развивать навыки письменной и устной речи ученика.

  • Пользуйтесь помощью других учеников и других членов общества. Целевые студенты могут быть ассистентами учителей, помогая в младших классах или классах коррекционно-развивающего обучения, или записаться в социальную службу, помогая тем, кому меньше повезло в жизни. Поддержка вне школы также является важным источником поведенческих ловушек.

Шаг 4: Поддерживать систему ловушек

Не перегружайте свою ловушку. Чтобы обеспечить достижение успеха, довольствуйтесь на первых порах малым, постепенно добиваясь больших результатов по мере того, как будете исследовать возможности вашей ловушки. Очень важно начинать именно с малого. Применяйте те навыки, в использовании которых ваши ученики уже добивались раньше определенного успеха, а затем постепенно надстраивайте новые на этой основе. Не заваливайте ученика нагрузкой, иначе наживка перестанет быть эффективной. Даже если Нина без ума от насекомых, если попросить ее написать десятистраничное исследование о них – особенно, если ее навыки проведения исследования и письменной речи не очень развиты – разрушат всю эффективность этой темы как приманки. Вместо этого учитель может для начала попросить ее группировать насекомых по их внешности, затем, возможно, перейти к заданию с изготовлением подписей, может быть, с добавлением краткого описания ее любимых «жучков» и т.д. В конечном итоге Нина сможет превосходно писать десятистраничные доклады со всеми деталями, подобно опытному энтомологу, но только в том случае, если ее учитель будет разумно использовать ловушку с насекомыми. Если Нина начнет демонстрировать неприязнь к ожидаемым навыкам, это будет означать, что учитель чрезмерно использует ловушку и, возможно, ему стоит воздержаться от ее использования.

Помните, что для системы ловушек необходима свежая наживка. Потерявшая новизну приманка будет слабой и неэффективной. Не прекращайте поиски новых материалов, новых видов деятельности и новых навыков, чтобы избежать пресыщения.

Наконец, периодически давайте отдых вашей ловушке, ловушки, затерявшиеся в ежедневной учебной рутине, в конце концов разрушаются, и их нужно удалять из учебного процесса. Не дожидайтесь, пока студент утратит энтузиазм, выводя ловушку из основной рутинной работы. Периодически препятствуя уделению учеником внимания своему увлечению, учитель создает своего рода небольшой дефицит, что в конечном итоге поддерживает работу ловушки.

Шаг 5: Оценить «улов»

Ищите доказательства того, что вы «поймали нужную дичь»: заметные изменения в поведении студента и использование целевых навыков. Постоянная и прямая оценка поможет вам понять, является ли добыча «достаточно большой, чтобы имело смысл ее хранить». Если ловушка оказалась неэффективной, попытайтесь выяснить, почему она не срабатывает, и внести необходимые поправки. Возможно, вам также захочется создать абсолютно новую ловушку. Всякий раз, когда ловушка приносит существенные плоды, и учителю, и ученику обязательно нужно отметить успех! Продолжайте поддерживать и расширять действие успешной ловушки. В конечном итоге вы можете обнаружить, что ученик настолько освоил новые навыки, что ловушка больше не нужна.

Двадцать пять практических поведенческих ловушек

Теоретически, студент может быть пойман в такое количество разнообразных ловушек, какое позволяют возможности. Несмотря на то, что поведенческие ловушки носят полностью индивидуальный характер, то, что послужило эффективной приманкой для одного ученика, часто оказывает такой же эффект и на других, поскольку многие учащиеся являются носителями одной и той же микрокультуры. Мы разделили поведенческие ловушки на пять категорий: кумиры, фетиши, школьные клубы, школьная и общественная деятельность и поведение, которое раздражает.

Кумиры

У многих детей есть кумиры. Это реальные или вымышленные люди, которых часто популяризирует наша культура средствами массовой информации, что обеспечивает учителю немало ресурсов для использования. Ловушки-кумиры объединяют многие схожие виды деятельности, служащие поддержанию и расширению учебных и социальных навыков. Начните с поиска как можно большего количества книг, журналов, плакатов, наклеек, аудио- и видеозаписей и/или компьютерных игр, чтобы привлечь внимание студента. Среди кумиров выделяют шесть видов: музыканты, знаменитые спортсмены, персонажи мультфильма, телевидение, звезды кино, комиксы. С этим видом ловушек вы можете использовать следующие виды деятельности:

  • Словесность. Ученики могут писать письма своим кумирам или в фан-клуб с просьбой о фото с автографом; писать сценарии или рассказы, используя кумиров в качестве персонажей; разыгрывать интервью с кумиром; выписывать названия песен, фильмов или телевизионных шоу своих кумиров в алфавитном порядке; распределять по группам фильмы, песни и т.д.; и читать о своих кумирах.

  • Математика. Ученики могут группировать или классифицировать пластиковые стаканчики с изображением их кумиров из ресторанов быстрого питания; делать упражнения на повторение, изображая своих кумиров; использовать вычисление среднего арифметического, подсчет, дроби или статистические вычисления для записи, например, попаданий в цель, общего уровня подготовки, штрафных бросков, рикошетов или касаний, совершенных их любимыми спортсменами; слушать песни любимых исполнителей и записывать продолжительность каждой, а затем использовать эти числа для сложения, вычитания, умножения, деления и вычисления среднеарифметического; считать, сколько денег заработали их кумиры за год, а потом высчитывать сколько долларов это будет в месяц, в неделю, в день, за час; и рассчитывать бюджет, основываясь на заработке кумира.

  • География, история. Студенты могут отмечать на карте географическое положение городов, где родились их кумиры, где проходили их концертные туры или спортивные соревнования; прослеживать историю карьеры кумира; разыскивать информацию о месте рождения кумира.

Фетиши

Слово «фетиш» обычно вызывает сомнительные ассоциации. В конце концов, словарь сообщает, что фетишем является «чрезмерно навязчивая увлеченность и привязанность, фиксация» [American Heritage Dictionary, 1992]. Но не все фетиши являются негативными! Ловушка-фетиш может быть организована на фоне абсолютно любой темы или вида деятельности, которой увлечен студент. Тремя примерами ловушек-фетишей могут послужить мотоциклы, гоночные автомобили и лошади. Студенты могут участвовать в различных видах деятельности, связанных с ловушкой-фетишем, в следующих областях:

  • Словесность. Учащиеся могут рисовать картинки или писать рассказы, проводить исследования, делать устные доклады, писать сочинения-описания, располагать в алфавитном порядке различные типы и виды фетишей в списке и читать о том, что их увлекает.

  • Математика. Ученики могут классифицировать различные типы, сравнивать цены, использовать цены и показатели скорости для любых простых арифметических действий.

  • Основы научного знания. Студенты могут проводить исследования по истории фетиша (например, победители скачек в штате Кентукки [Kentucky Derby] за последние 10 лет), высказывать гипотезы, основываясь на естественных науках, о движущей силе, о тормозном пути, о силе трения, об использовании колес и осей,  находить географические объекты (например, мотоциклы из Египта, Англии и Германии).

Школьные клубы

Школьные клубы особенно эффективны для формирования социальных навыков, таких, как умение вести переговоры, начинать и заканчивать разговор, просить и предлагать помощь. Возможные виды учебной деятельности будут различаться в каждом клубе. Ниже описаны девять примеров школьных клубов.

  • Клуб игры в Gameboy®. Ученики могут объяснять, как играть в игры, писать инструкции, классифицировать игры, располагать названия игр в алфавитном порядке, делиться стратегиями и составлять графики заработанных очков.

  • Кулинарный клуб. Ученики могут читать и выполнять инструкции, измерять, применять научные понятия, классифицировать и располагать в алфавитном порядке рецепты для классной кулинарной книги, проводить опрос мнений по поводу приготовленной еды, сравнивать температуру и время приготовления.

  • Клуб моделирования. Ученики могут читать и выполнять инструкции, измерять и сравнивать длину и ширину, оценивать расстояния и время, нужное для создания модели, использовать числовые данные для построения графиков.

  • Спортивный клуб. Ученики могут записывать заработанные очки, составлять графики по результатам серии игр, измерять продолжительность сеансов игр, тренироваться скорость, выносливость, силу и ловкость.

  • Научный клуб. Ученики могут собирать камни, ракушки, листья или насекомых; классифицировать объекты; измерять и взвешивать объекты; проводить исследования по интересующим темам и делать доклады; делать устные презентации.

  • Компьютерный клуб. Ученики могут делать упражнения по математике, сами выбирать книги для чтения, писать рассказы, искать решение проблемы с помощью компьютерного моделирования, создавать графики (спектр учебных навыков, которые можно практиковать в компьютерном клубе, ограничен только наличием программного обеспечения).

  • Школьная газета. Ученики могут проводить интервью, писать рецензии на книги и фильмы, сообщать о спортивных мероприятиях и событиях в жизни класса, рисовать иллюстрации, придумывать заголовки и подписи, придумывать загадки, рекламные объявления и варианты оформления газеты.

  • Хозяйственная служба класса. Ученики могут проводить инвентаризацию материалов, считать деньги, вычислять сумму сдачи, записывать заказы, считать прибыли и/или убытки, быть любезными и радушными с покупателями.

  • Клуб бейсбольных карточек. Ученики могут находить географическое положение игроков и команд, располагать их имена и названия в алфавитном порядке, классифицировать игроков по их положению или команде, к которой они принадлежат, высчитывать среднеарифметическое, сравнивать и анализировать статистику.

Школьная и общественная деятельность

Четыре примера ловушек с использованием школьной и общественной деятельности и виды деятельности, которые могут быть использованы:

  • Ассистент учителя. Ученики могут читать вслух младшим учащимся, объяснять сложный материал и помогать выполнять задания младшим ученикам, проверять работы, оформлять материалы для стендов, помогать собирать деньги на экскурсии, рассортировывать работы других учеников.

  • Школьный хор или группа. Учащиеся могут практиковать социальные навыки, читать ноты и тексты песен, практиковать организационные навыки (приходить вовремя с нужными материалами).

  • Патруль безопасности. Студенты могут тренировать социальные навыки, вести ежедневный журнал или журнал происшествий, отмечать случаи и составлять графики, когда была нужна помощь взрослых.

  • Общественная деятельность. Студенты могут тренировать социальные навыки, ища возможности для волонтерской деятельности, а также развивать необходимые для выбранной работы навыки.

Использование поведения, которое раздражает

К этой категории можно отнести три вида поведенческих ловушек: бумажные самолетики, перебрасывание записками и ябедничество (сплетни). Секрет эффективности этих ловушек в том, чтобы контролировать время проведения и создать те условия, при которых эти раздражающие и неуместные привычки служили позитивным целям.

  • Бумажные самолетики. Ученики могут измерять дальность полета, выяснять, какая форма самолетика больше подходит для каждого вида полета, писать пошаговые инструкции и объяснять другим ученикам устно, как изготавливать самолетики, читать и выполнять инструкции по изготовлению самолетиков в книгах.

  • Перебрасывание записками. Студенты могут писать записки своим ровесникам, читать их и отвечать на них.

  • Ябедничество (сплетни). Студенты могут писать о положительных примерах поведения других учеников класса, вести летопись класса и читать о событиях в жизни класса в конце каждой недели.

Заключение

Что общего у бейсбольных карточек, лошадей, мотоциклов, Денниса Родмана и жуков? Несмотря на то, что они вряд являются теми учебными материалами, о которых в первую очередь подумает учитель, для Карлоса, Шакелы, Брайана, Кертиса и Нины эти, казалось бы, никак между собой не связанные люди и вещи обеспечивают мотивацию для освоения и тренировки важных навыков. Однажды попавшись, эти ученики не выказывали желания избежать ловушки, которую для них подготовили учителя, а наоборот, демонстрировали возросший интерес и радость от пребывания в школе.

Шейла Р. Албер [Sheila R. Alber], магистр педагогических наук, аспирант Государственного Университета штата Огайо [The Ohio State University], занимается проблемами коррекционно-развивающего развития и прикладного применения поведенческого анализа.

Уильям Л. Хьюард [William L. Heward], доктор педагогических наук, профессор Государственного Университета штата Огайо [The Ohio State University], занимается вопросами коррекционно-развивающего обучения и является координатором программы поведенческого анализа в Университете.

Адрес: William L. Heward, Applied Behaviour Analyses Program, College of Education, The Ohio State University, 356 Arps Hall, 1945 North High Street, Columbus, OH, 43210-1172, (e-mail: heward.1@osu.edu).

Задать вопрос на форуме

Здравствуйте, уважаемая Марина. Не знаю, ответите ли вы на мой вопрос. Может не очень профессионально задавать такие вопросы, но рискну. У меня нет ребенка-аутиста, но я начинающий... (3) Ответить
Загрузить еще записи